Юристы обсуждают право на профессиональную ошибку и ответственность за нее

На открытии с докладом выступил заведующий кафедрой уголовного права УрГЮУ Иван Козаченко, в котором он систематизировал общие свойства ошибки как явления действительности и охарактеризовал классификационную группу ошибок, которым посвящены панельные дискуссии конференции: врачебные и судебные ошибки, бизнес-ошибки, профессиональные ошибки в адвокатской и нотариальной деятельности.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 14 февраля в Екатеринбурге стартовала XVI Международная научно-практическая конференция «Ковалевские чтения», организованная Уральским государственным юридическим университетом, Федеральной палатой адвокатов, Федеральной нотариальной палатой, а также группой правовых компаний «Puchkov&Partners» и КА «Регионсервис».

Основная тема конференции 2019 г. – право на профессиональную ошибку и ответственность за нее – относится к сложнейшей сфере, где пересекаются многие отрасли права. И чем сложнее выработка общеправового подхода, тем труднее в каждом конкретном случае определить грань, за которой заканчивается право человека ошибаться и наступает его обязанность нести ответственность за ошибку.

На открытии конференции председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас огласил приветствие главы СФ Валентины Матвиенко участникам и гостям конференции. «Ковалевские чтения», отмечается в приветствии, на протяжении многих лет являются той площадкой, которая собирает ведущих ученых, представителей адвокатского сообщества, государственных органов для обсуждения важных проблем права и правоприменительной практики.

С основным докладом конференции «Ошибка: понятие, свойства, виды» выступил заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой уголовного права Уральского государственного юридического института Иван Козаченко.

Анализируя суть ошибки как явления, он допустил, что «ошибка есть неизбежный неспрогнозированный результат оценки человеком (субъективные факторы) тех или иных обстоятельств (в том числе и результатов своих действий), которые он, добросовестно заблуждаясь, предполагал исключительно правомерными или негативными и которые, однако, таковыми не оказались».

Далее Иван Козаченко сосредоточил внимание на наборе критериев, позволяющих определять то или иное явление действительности как ошибку, и классификационной группе ошибок, которые являются предметом панельных дискуссий «Ковалевских чтений – 2019».

Первое свойство – императивное: «Природа, как материальное начало, сама по себе безошибочна, так как она творит саму себя по законам природы, а не по велению сознания, воли и действий человека. Немало природных катаклизмов, известных человеку не только на основе былых событий прошлых времен, но и нередко на его собственном горьком опыте, завершаются колоссальными по своей разрушительности трагическими последствиями».

Второе свойство – универсальное: «Ошибка есть творение исключительно сознательной (физической и/или духовной деятельности) человека. Основа подобной ошибки носит устойчивый характер, так как размеренный и благодушный природный ритм как бы убаюкивает обыденную (житейскую) бдительность человека, нередко формируя у него сомнение в необходимости волноваться, “быть начеку”, чтобы находиться хотя бы на шаг впереди роковых событий».

Третье свойство – взаимодействующее: «Можно предположить, что ошибка не возникает сама по себе, она есть результат взаимодействия человека с природой (материей) либо человека с себе подобными существами».

Четвертое свойство – материальное: «Ошибка обретает определенный смысл лишь при наличии наступления тех или иных негативных последствий материального характера».

Основное содержание панельных дискуссий конференции составляют врачебные и судебные ошибки, бизнес-ошибки, профессиональные ошибки в адвокатской и нотариальной деятельности

Иван Козаченко определяет их следующим образом:

врачебная ошибка – «негативный, фактически наступивший результат сознательного (физического и/или интеллектуального) взаимодействия врача с пациентом в рамках его лечения либо проведения с ним врачебного эксперимента, наступление которого, по расчетам лечащего или проводящего эксперимент, было невозможным»;

судебная ошибка – «негативный, фактически наступивший результат сознательного интеллектуального взаимодействия судьи с лицами, участвующими в деле, в рамках рассматриваемого им гражданского дела или с участниками уголовного судопроизводства в рамках рассматриваемого им уголовного дела, наступление которого, по расчетам судьи, было невозможным»;

бизнес-ошибка – «негативный, фактически наступивший результат сознательного интеллектуального взаимодействия бизнесмена со своими деловыми партнерами, наступление которого, по его расчетам, было невозможным»;

профессиональная ошибка в адвокатской деятельности – «негативный, фактически наступивший результат сознательного профессионального взаимодействия адвоката со своим клиентом (своими клиентами), наступление которого, по его расчетам, было невозможным»;

профессиональная ошибка в нотариальной деятельности – «негативный, фактически наступивший результат сознательного профессионального взаимодействия нотариуса со своим клиентом (своими клиентами), наступление которого, по его расчетам, было невозможным».